Доминантой архитектурно-планировочной композиции стал 18-этажный корпус ректората, а ее основной композиционной осью организующий вокруг себя застройки парадный форум-эспланада, переходящая в пешеходную аллею, проложенную по оси оврага. По обе стороны террасообразной 60-метровой эспланады размещены учебные корпуса. Зданиям культурно-бытового центра, студенческим общежитиям, сооружениям спортивной зоны также отведены участки на высоких отметках местности, что позволило освободить пониженные участки для движения воздушных потоков.
Одним из основных объемно-планировочных решений вуза является максимальная концентрация застройки, обусловленная требованиями учебного процесса, экономики, создания оптимальных условий окружающей среды. Предел удаления отдельных сооружений вуза не более 1000 м, т. е. предел пешеходной доступности. Жилая зона для профессорско-преподавательского состава вынесена за границы участка, так как с течением времени она становится чужеродным элементом.
В южной части Алма-Аты, в живописном окружении предгорья Заилийского Алатау, городского парка и ботанического сада отведена территория под университет на 10 тыс. студентов дневного отделения. Проект выполнен с учетом природно-климатических особенностей местность пересечена оврагами, по которым из ущелий проникает свежий воздух в город, расположенный в плохо проветриваемой низине. Общий уклон рельефа с юга на север.
При расположении территории вблизи скоростных дорог и магистральных улиц необходимо размещать учебные здания, отступив не менее 50 м от границы проезжей части. Участок вуза не должен пересекаться скоростными дорогами и магистральными улицами; система внутренних дорог и аллей должна обеспечивать раздельное пешеходное и транспортное движение.
Озеленение наряду с рекреационными функциями играет важную роль в композиции комплекса и является одним из основных факторов решения генерального плана. Зеленый массив предусматривается во всех зонах и вдоль объединяющей их пешеходной артерии. Парки и отдельные массивы следует создавать с учетом существующих зеленых насаждений.
Площадь озеленения земельных участков вузов должна составлять не менее 40 % площади участка. При размещении участка вблизи лесных и садовых массивов площадь озеленения допускается сокращать до 30 %.
Наилучшими для организации вузов являются территории с живописным рельефом, с участками зеленых насаждений, вблизи водоемов, лесных или парковых массивов, которые можно использовать для занятия физкультурой и спортом как летом, так и зимой.
Спортивную зону целесообразно размещать смежно с учебной и жилой зонами.
Полигоны, опытные поля, ботанические сады и т. п. создаются на дополнительных участках. Для организации спортивных зон на каждую тысячу студентов выделяется 2 га (СНиП П-60-75**).
В условиях реконструкции города, учитывая дефицит городской территории и применение зданий повышенной этажности, допускается уменьшение отводимой территории, но не более чем на 10 %.
Отечественные нормы проектирования предусматривают площади земельных участков учебной зоны в зависимости от профиля вуза и контингента учащихся. На 1000 студентов для университетов принимается 5,5 7,5 га, технических вузов 6 8 га, сельскохозяйственных 7 8 га; для медицинских, педагогических, юридических и прочих 3 4 га.
Существенный вопрос в проектировании комплекса правильная организация пешеходного движения. Невозможно организовать движение студенческих потоков без хорошо размещенной, благоустроенной центральной эспланады, связывающей все зоны, обеспечивающей их взаимосвязь и одновременно являющейся местом общения студентов.
Наиболее приемлемый вариант компоновка корпусов, соединенных переходами, в систему, обеспечивающую возможности гармоничного сочетания застройки и зеленых насаждений. Пропорции отдельных групп зданий, их пластическое решение и пространственное развитие в глубину участка, сочетание открытых и закрытых пространств, широкое использование озелененных внутренних двориков и малых архитектурных форм должны придать единство и живописность ансамблю вуза.
Создаваемая среда должна обеспечивать студентам и преподавателям оптимальные условия для плодотворной учебно-научной деятельности и разнообразного отдыха, занятий физкультурой и спортом. Одно из основных требований, предъявляемых к проекту вуза, компактность застройки, обусловленная учебным процессом, экономикой и комфортом. В высотных учебных корпусах сложно решить вертикальное перемещение студентов из-за интенсивности потоков и ограниченного времени перерывов между занятиями.
На архитектурно-планировочное решение вуза влияют не только его функциональные особенности, определяемые совокупностью специальностей, необходимость включения разнохарактерных по своему назначению, объемам и конструктивным решениям зданий и сооружений, но и климатические условия, рельеф участка, наличие водоемов и зеленых насаждений.
Основой функционального и градостроительного решения территории вуза является зонирование. Размещение учебной зоны с научно-исследовательскими подразделениями, жилой с комплексом предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания (в том числе детсадами и яслями для детей семейных студентов), спортивной и хозяйственной зон на единой территории является решением, обеспечивающим наилучшее функционирование вуза. Кооперация близких по профилю вузов на смежных территориях дает значительный эффект в случае создания мощных межвузовских подразделений (библиотеки, вычислительного центра, поликлиники, спортивного комплекса), что позволяет снизить материальные затраты и избежать дублирования оборудования, рационально использовать имеющиеся площади, повысить степень обеспеченности современным высококлассным оборудованием. Следует отметить, что архитектурно-композиционное решение и приемы застройки группы вузов должны осуществляться по единому замыслу. Только в этом случае можно оптимально решить вопросы функционирования каждого вуза и особенно развития вузовского городка в целом.
1 Московский государственный институт международных отношений; 2 Московский институт радиотехники, электроники и автоматики; 3 Московский институт управления народного хозяйства; 4 Академия общественных наук; 5 Московский институт тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова; 6 Московский педагогический институт им. В. И. Ленина; 7 станция метро Юго-Западная
Схема размещения группы вузов на проспекте Вернадского
Вузовский комплекс это один из главных элементов городской среды, требующий особого отношения и места в планировочной и организационной структуре города.
Насаждения на участках вузов и техникумов
Комментариев нет:
Отправить комментарий