Бело-синий фарфор длительное время превалировал в экспорте китайской продукции. Гатчинское собрание обладает группой редких произведений искусства относящихся к так называемому «переходному» (от династии Мин к династии Цин) периоду (1644-1662). Виртуозностью исполнения живописного декора отличается блюдо и парные вазы, тончайшая проработка мелких деталей и четкость рисунка наглядно демонстрируют высокий профессиональный уровень китайских мастеров. Основной составляю-щей декорума являются сцены их жизни китайского общества: на блюде изображен внутренний дворик дома, на вазах — высокопоставленные чиновники со слугами. Сюжетные композиции были очень популярны в росписи фарфора наравне с такими классическими жанрами китайского искусства как «цветы и птицы», пейзажем и орнаментальным декором.
Существуют различные техники украшения фарфора, основными являются подглазурная и надглазурная роспись. Палитра подглазурной живописи в отличие от надглазурной крайне скудна, так как далеко не все краски могут переносить высокие температуры обжига. Самым распространенным красителем, используемым в подглазурном декорировании, был и остается кобальт. Техника росписи кобальтом требует от мастера особенно умелого владения кистью, так как кобальтовая краска склонна давать потеки и пятна. Несмотря на монохромность исполнения, кобальт, благодаря большому количеству оттенков, отличается необыкновенной декоративностью.
В состав фарфоровой массы входит три основных компонента: белая глина (каолин), кварц и поле-вой шпат. Для придания блеска и защиты пористого фарфорового черепка от различного рода повреждений, предмет покрывают глазурью и подвергают высокотемпературному обжигу в специальных пе-чах. Благодаря тому, что глазурь состоит из тех же компонентов, что и черепок, но несколько в других пропорциях, под воздействием огня происходит полное спекание черепка и глазури.
Самый благородный и ценный вид керамики — фарфор был изобретен в Китае в VII веке, более чем на тысячу лет раньше европейского фарфора. Хронология китайского фарфора традиционно придерживается периодов правления династий китайских императоров. В собрании Гатчинского дворца представлены произведения искусства, относящиеся к династии Мин (1368-1644) и династии Цин (1644-1911), в рамках правления каждой династии имена отдельных императоров со временем стали нарицательными. На протяжении многовековой истории китайские мастера заложили и усовершенствовали основные технические и художественные приемы производства фарфора.
История керамики (от греческого ceramos — глина) исчисляется не одним тысячелетием. Изготовление, как простых глиняных предметов, так и художественных произведений искусства, прошло долгий путь развития, который не закончен и по сей день.
Одну из самых интересных и значимых страниц истории керамического искусства представляют отечественные и западноевропейские фарфоровые изделия, выполненные с заимствованиями восточных традиций в так называемом стиле «китайщина» или «шинуазри» («chinoiserie») как его принято называть за пределами России. Гатчинское собрание наглядно демонстрирует более чем четырехсотлетнюю ретроспективу генезиса фарфорового производства, отражая все основные художественные и технические тенденции одного из самых популярных направлений декоративно-прикладного искусства.
Мемориальные предметы составляют основную часть современного собрания Гатчинского дворца. Коллекция включает произведения искусства Дальнего Востока XVI – начала XX века разнообразных форм — это и большие напольные вазы, каминные гарнитуры, настенные блюда и тарелки, мелкая пластика, а также предметы утилитарного назначения, игравшие в дворцовых интерьерах преимущественно декоративную роль. Собрание знакомит со всеми основными техниками украшения фарфора: кобальтовым декорированием, полихромной росписью, цветными глазурями, рельефным и прорезным орнаментами.
Наряду с Китайской галереей произведения искусства Китая и Японии украшали Готическую галерею, парадные и жилые покои августейших особ и членов императорской фамилии. Большой вклад в пополнение коллекции внес Александр III, избравший Гатчинский дворец одним из основных мест пребывания царской семьи. Будучи еще великим князем, Александр Александрович собрал великолепную восточную коллекцию, которая позже частично вошла в собрание дворца. Император хорошо разбирался в фарфоре, для поиска новых образов и форм в создании отечественных произведений искусства в качестве образцов на Императорском фарфоровом заводе использовались лучшие фарфоровые изделия из Китайской галереи и убранства Парадных приемных Александра III.
Основное поступление восточного фарфора в гатчинское собрание связано с созданием в середине XIX века, под руководством архитектора Романа Ивановича Кузьмина, знаменитой Китайской галереи. По приказу Николая I, в Гатчинский дворец было перевезено свыше двух тысяч предметов восточного фарфора. Несмотря на появление в этот период большого количества интерьеров в восточном стиле, Китайская галерея поражала современников неординарностью решения архитектурной отделки и богатством представленной коллекции.
Дальневосточный фарфор начал собирать еще первый владелец дворца граф Григорий Григорьевич Орлов. Для размещения произведений декоративно-прикладного искусства Китая и Японии по проекту Антонио Ринальди была оформлена Китайская комната. С переходом дворца в статус императорской резиденции коллекцию регулярно пополняли венценосные владельцы и члены царской семьи.
Коллекция фарфора занимает особое место среди художественных ценностей Гатчинского дворца. Наряду с первоклассными произведения искусства, выполненными на Императорском фарфоровом за-воде в Санкт-Петербурге и ведущих западноевропейских предприятиях, в собрании богато представлен фарфор Китая и Японии.
Восток в коллекции фарфора Гатчинского дворца
Введите слово на картинке
Восток в коллекции фарфора Гатчинского дворца : Специалистам | Государственный музей-заповедник "Гатчина"
Комментариев нет:
Отправить комментарий